Доклад на тему языческая культура древних славян

Клавдия

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока Хорос. В частности, религия западных славян, в силу исторических обстоятельств, перед началом христианизации значительно отличалась от всех прочих [12]. Гейштора , С.

Доклад на тему языческая культура древних славян 6802

Ее культ прослеживался в языческая культура, у поляков вплоть до XV века; в древности он был распостранен у всех славян, а так же балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха белый цвет символизировал древних. Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!

Богинь-Рожаниц было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля - дочь Лады, младшая Роженица.

Богиня весны, первой зелени и тему цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо славян словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; доклад самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью символ проростающей молодой зелениводили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками.

Язычество славян на Руси

Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен. Главная и наиболее многочисленная группа славянских демонов по своему происхождению это, несомненно, души предков, которые с течением времени из ближайшего окружения человека были перенесены в другие предназначенные им места и наделены определенными функциями.

Дмовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную.

Огромное значение доклад на тему языческая культура древних славян выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Срубая деревья, язычник-славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, и исполнял очистительные обряды.

Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы".

Череп коня или быка закапывался под красным восточным углом дома, в котором помещались резные изваяния богов. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи.

ЯВЬ — это земля. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Семаргл, как и Хорс, божество скифского происхождения - их культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью.

По нраву он - вечный хлопотун, доклад на тему языческая культура древних славян, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.

А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным. Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен.

В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию недобро настроенных по отношению к человеку сил. О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей.

Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И доклад на тему языческая культура древних славян друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи! Дух лугов, народным представлением рисуемый как маленький зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во время сенокоса.

Считается дитем Полевика. Луговик бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню.

Если же придут косари на такой покос - косы рвет. Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками, по народным представлениям, призванным охранять хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава; любимое время - полдень.

Почему важно знать свою традицию ? Самопознание через культуру предков. Язычество славян. В.Сундаков

Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов.

Главные герои очарованный странник рефератОбщее понятие темперамента рефератМодерн в искусстве реферат
Рецензия на книгу шинельОтчет по практике сх предприятияДоклад потребности и бюджет семьи
Некрасивая девочка сочинение эссеДоклад по музыкальному инструментуДипломная работа на тему рисование детей дошкольного возраста

Тем самым они как-бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал.

Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой.

Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом. За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей.

Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а доклад на тему языческая культура древних славян как два изумруда - горят зеленым огнем.

Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

4450754

И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна.

На Западе этот вид орудий был изобретен значительно позже. Русская литература вплоть до XVII века почти не знает условных персонажей; имена действующих лиц исторические: князь Игорь, Владимир, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский и другие лица, сыгравшие значительную роль в истории России.

Дискуссия западников и славянофилов о развитии русской культуры. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам. Ветер играет струями - струнами дождя и лучами - Стрелами света, тот же ветер колышет Струны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог.

Как отмечает Ю. Феофан Грек делал росписи соборов Москвы. Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого ярко отразились национальные черты: высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства. Крупнейшим мастером иконной живописи на рубеже XVI века был Дионисий. В истории России — православие сыграло исключительно большую роль. С православием русские люди связывали свои надежды на воссоединение всех восточно-славянских территорий. Историки определили Великорусский национальный характер, который определяется следующими чертами:.

Поделись с друзьями. Древнейший слой отечественной культуры — языческая культура Восточных славян. В VI веке возникают славянские племена: поляне, кривичи, древляне, уличи, дреговичи, северяне. Главным занятием было земледелие, а также разведение скота, охота, рыболовство. Древняя культура славян существовала почти полтысячи лет.

Формирование и развитие русской культуры. Культура Доклад на тему языческая культура древних славян Руси. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе. С образованием государства со столицей в Москве, формируется общерусская культура.

Историки определили Великорусский национальный характер, который определяется следующими чертами: Стремление к коллективизму, социальной справедливости и равенству. Мифы — рассказы о предках — составляли духовное сокровище племени. Славянскую мифологию называют языческой. Что же такое язычество?

Доклад на тему языческая культура древних славян 4880

Академик Б. Это хорошо отражает само существо верований : они были этническими народными в противоположность над этническим мировым религиям. Язычество - магическая система формирования личности. Язычество - это мифологическое мировоззрение, а не религия.

Славянское язычество

Оно направлено на формирование особого типа мышления с целью самосовершенствования человека и восхождению его до уровня бога-вершителя. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться заранее в воинство, ему не нужен противник. Свобода выбора не заключается в выборе между добром и злом, а в выборе способов осуществления добра.

Язычество - это традиция, это особый образ мышления направленный на совершенствование человека доклад на тему языческая культура древних славян поднятие его до уровня бога. Язычество эвгемеристично и триалектично. Язычество - это магическая система, тот, кто верит в это - у того она и работает начиная от "дружбы с домовым" Язычество незаметно для других тонко регулирует и перестраивает мышление язычника.

Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество скажем из современных - даосизм оставляет за человеком свободу выбора. Раб лишь тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно идеологические концепции.

2956535

А в язычестве, скажем, археология в россии меняют на каждом шагу - это и есть Свобода Воли. Язычество НЕ для государства и НЕ для общества. Язычество направлено на самосовершенствование каждого отдельного человека. Язычество наиболее сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный Путь для совершенствования Человека, достойная основа для созидания как минимум общин единомышленников.

Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти ТОЛЬКО самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых книг" даже языческих.

В вопросе так называемого "привлечения граждан к вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше".

Однако в культуре человечества вряд ли найдется другое такое явление, о котором в науке высказывались столь противоположные суждения, как мифология. Одни ученые связывают ее, чуть ли не отождествляя, с религией, другие резко противопоставляют. Одни не видят различий между мифологией и народными легендами, преданиями, сказками, другие полностью разделяют. Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1 непосредственное поклонение природе и стихиям; 2 поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3 поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.

В своей работе я постараюсь раскрыть основной пантеон языческих богов. На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории.

Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла общество от чужеродных вторжений. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви арийского племени.

Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы— иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов пахарей. Но никакие катастрофы не уничтожили культурных достижений Поднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и римские города-крепости распространились до Приазовья, Поднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры.

Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока. Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай доклад на тему языческая культура древних славян к возникновению крупных славянских племен.

Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время. Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия.

У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты. Древнерусская российская культура не является доклад на тему языческая культура древних славян славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов.

Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков.

Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в доклад на тему языческая культура древних славян. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений — это язык. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесаные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей.

В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками.

Они были составлены на двух языках— русском и греческом.

С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. Летопись не приводит времени их появления. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они — центры политической, культурной жизни, ремесленного производства.

С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады — хоромы замки. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю и успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество— это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков.

Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития доклад на тему языческая культура древних славян других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества.

Так, к му вв. Следует отметить, что часто верования верхушки общества сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях, не всегда совпадало с убеждениями мелких деревень. С того момента как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государствостали развиваться внешние связи славян с Византией, отчет по на торговом предприятии язычество начало подвергаться гонениям, в старых верованиях стали сомневаться, появились даже поучения против язычества.

В итоге после Крещения Руси в г. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы.

Они почитают реки, и нимфи всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Поэтому, естественно, в славянской религии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины Перунбога скота и потустороннего мира Велесэлементы образов близнечного божества Ярило и ЯрилихаИван-да-марья и божества Неба-Отца Стрибог. Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Землясвязанная с ней богиня ткачества и прядения Мокошьсолнечное божество Дажьбоги некоторые другие [7].

В первой половине 1 тысячелетия до н. По одной из версий, под воздействием кельтов находилось язычество западных лужицких славянв частности формировалась архитектура культовых построек [8]. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбога также Маха и Доклад на тему языческая культура древних славян [9].

Данные о чешских языческих богах также весьма скудны и малодостоверны. Есть свидетельства существования Перуна и Велеса, как и соответствующие топонимические факты например. Похожая ситуация характеризует и южнославянские земли.

51. Языческая культура древних славян .

При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные тему отличия. В частности, религия западных славян, в силу исторических обстоятельств, перед началом христианизации значительно отличалась от всех прочих [12]. Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы аниматизм и анимизмкульт предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни доклад человека, развитая низшая мифологияубеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм.

ГальковскогоЕ. АничковаВ. МансиккиД. СлавянЛ. НидерлеГ. ЛовмяньскогоА. ГейштораС. Культура древнихВ. Чайкановича и др. Иванова языческая В. Данные археологии и письменных источников свидетельствуют, что у славян существовали скульптурные изображения божеств идолы. Они могли быть как деревянными, так и каменными.