Конституция как основной закон российской федерации диссертация

rkelalop

Пиголкин, И. Главные вкладки Просмотр активная вкладка Чтение. Особое внимание уделено понятию толкования Конституции как вида правовой деятельности, установлены причины, принципы и пределы толкования Конституции, выявлены виды, способы и стадии толкования, дан комплексный анализ актов толкования Основного Закона. В этих условиях растет отчуждение власти и народа, увеличивается разрыв между ними. Конституционный Суд наделяется такими полномочиями, которые по своему характеру всегда в той или иной мере требуют толкования Конституции. Степень конкретизации таких положений по объективным причинам не может быть высокой, что обусловлено особенностями конституционного текста. Основываясь на позиции материального подхода к понятию источников права, учитывая возможность использования альтернативных проектов как потенциальных источников конституционных преобразований, мы считаем необходимым их комплексное исследование.

Теоретическая значимость исследования определяется его актуальностью, научной новизной и сделанными выводами. Материалы диссертации расширяют представление о Преамбуле Конституции Российской Федерации, ее нормативном характере, о роли Преамбулы в закреплении основных конституционных принципов.

Выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейших научных исследований в сфере конституционного права. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования сделанных выводов и обобщений в процессе федерации диссертация практики применения конституционных норм органами государственной власти Российской Федерации, а также при толковании Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.

Материалы и выводы исследования также могут быть использованы в процессе преподавания курса конституционного права, федерации диссертация подготовке учебных пособий для студентов юридических факультетов по данной дисциплине. Апробация работы осуществлялась по следующим основным направлениям:. Апробирование осуществлено путем опубликования 4 статей в периодических научных изданиях и сборниках.

Основные положения и выводы исследования внедрены в практику работы субъектов Российской Федерации, таких, как Республика Татарстан, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ивановская область и Рязанская область. Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна и практическая значимость исследования.

Это связано с тем фактом, что любая конституция должна опираться на прочные идеологические основы, которые на практике могут находиться в сфере как классовых, так и общечеловеческих ценностей. Преамбула, по нашему мнению — это правовое выражение общечеловеческих интересов с учетом интересов господствующих в обществе социальных сил, признаваемое большинством членов общества и закрепленное в самом общем и кратком виде.

В параграфе раскрываются особенности этих функций. Также в параграфе исследованы основные черты преамбулы, к которым автор относит следующие: всеобщность, доступность, краткость, общий характер, отсутствие противоречий, соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие исторической судьбе народа. Конституция Российской Федерации может быть отнесена к числу кодифицированных или консолидированных, так как она представляет собой единый документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и принимаемый как основной особом порядке.

Именно в тексте Конституции урегулированы основы государственного устройства Российской Федерации и основы правового статуса личности на территории России. Для внутренней структуры конституции характерен переход от более общих положений к менее общим.

При закон российской подходе наиболее общие положения нередко выделяются в особую, первую часть конституции — ее преамбулу. Преамбула конституции — это вступительная, наиболее общая часть ее структуры, которая объясняет цели принятия конституции, определяет основные ориентиры и признаки конституционного строя, которые более подробно раскрываются в основном тексте конституции.

Так как Российская Федерация имеет кодифицированную Конституцию, представляющую собой единый федерации диссертация, наделенный высшей юридической силой, то вполне естественно, что преамбула включена непосредственно в текст основного закона. Основные черты преамбулы характеризуют ее связь как важного структурного элемента конституции с общественным развитием, с одной стороны, и с основным текстом конституции, с другой стороны.

К таким чертам можно отнести следующие: всеобщность, доступность, краткость, общий характер, отсутствие противоречий, соответствие общечеловеческим ценностям, соответствие исторической судьбе народа.

В параграфе раскрывается сущность этих черт. Прямое действие преамбулы проявляется в том, что она выступает как основа определенных видов общественных отношений. Нормы Преамбулы как составной части текста Конституции должны обладать юридической силой. Об этом свидетельствует и то, что Конституционный Суд сослался на Преамбулу в одном из своих решений.

В целом, конституция, положения преамбулы выступают как общее по отношению к основной части Конституции, выступающей в качестве особенного. Атф по биологии справедливому утверждению Т. Пряхиной, конституция является продуктом совокупного действия ряда факторов, важнейший из которых — конституционные традиции конкретной страны [4].

В параграфе проанализирована история отечественных конституционных документов. Содержание преамбулы Основного закона г. Преамбула раскрывала цели конституции: закрепить и провозгласить основы общественного строя, установить права, свободы и обязанности граждан, принципы организации государства.

Отмечается, что преамбула российской Конституции г. В отличие от преамбулы союзной Конституции, преамбулу российского Основного закона сложнее структурировать на две части, она меньше по объему, в целом, очевидно, что она составлена на основе предшествующей союзной преамбулы, а не самостоятельно. В параграфе проанализированы те варианты преамбулы, которые предлагались разработчиками различных проектов российской Конституции в г.

Сделан вывод, что Преамбула в ее окончательном варианте имеет немного общего с теми преамбулами, которые были в советских конституциях и теми преамбулами, которые представлены в различных проектах новой российской Конституции.

Некоторые авторы, признавая важность интерпретационной деятельности, связывают ее только с правоприменением. Речь идет скорее о случаях толкования конституционных норм в связи с толкованием норм иных нормативных актов на предмет их соответствия Конституции.

Основой для окончательного варианта послужила преамбула, представленная в конституционном проекте Президента. Отмечается, что конституция является продуктом западной политико-правовой мысли, поэтому заимствования отдельных идей на западе и включение их в состав российского основного закона является логичным. Основываясь на позиции материального подхода диссертация понятию источников права, учитывая возможность использования альтернативных проектов как потенциальных источников конституционных преобразований, мы считаем необходимым их комплексное исследование.

Источники права в формально-юридическом смысле система управления проектами курсовая элементами системы, придающей социальную значимость всему праву.

Именно с этих позиций оценивается эффективность правового регулирования общественных отношений в государстве, определяются исторические и традиционные ценности правовой системы государства1. Для России период с по годы богат историческими событиями.

Основной закон это время произошли многие коренные преобразования, которые в последующем повлияли на судьбу всей страны. Появилось много нового в правовом положении законодательных, исполнительных и судебных органов. Одно из главных событий - появление новой Конституции Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря года. Правовое регулирование отдельной сферы общественной жизни предполагает развитие этого общества2.

Так, с принятием Конституции в году российское общество существенно российской федерации вперед в своем развитии и вышло на совершенно новый уровень социальных преобразований.

Являясь регулятором развития общественной жизни, ныне действующая Конституция образца года рождалась на фоне сложных и противоречивых исторических, экономических, социально-политических условий, связанных с отказом от прежних идеологических догм, содержащихся в советских конституциях, с построением России на качественно новых правовых началах как федерации, реформированием в целом существовавшей системы органов государственной власти1.

Конституция РФ является результатом не согласия власти и общества, а победы одной из сторон в этой борьбе. Несовершенство и поспешность процесса принятия Конституции проявляется в необработанности и безосновательности текста основного закона, отсылочных, двусмысленных, а нередко и противоречивых формулировках.

Эти обстоятельства привели к тому, что в Конституция как уже несколько лет на страницах различных научных изданий ведется дискуссия о конституционном реформировании. В период действия основного закона РФ обнаружились недостатки конституционного регулирования как в содержательном плане, так и в технико-юридическом.

В истории нашей страны впервые пришлось столкнуться с конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации3.

Уже весной г. Кутафин отметил, что действующая Конституция была принята для создания видимости наличия в стране нового основного закона, поэтому регионы неохотно приводили свое законодательство в соответствие с ним, а федеральные власти исполняют его не совсем четко и правильно и даже не всегда понимают содержащиеся в нем нормы и положения3.

Эти противоречия, вероятно, обусловлены не только социально-экономическими и политическими противоречиями в обществе, но и процедурными особенностями принятия основного закона в недавнем прошлом4.

Путин встретился с руководителями фракций, представленных в Государственной Думе РФ. В ходе беседы Президент заявил, что нужно подумать об изменении основного закона нашей страны. Все это свидетельствует о наличии целого комплекса проблем современной российской Конституции. И как всякий комплекс они требуют комплексного подхода и исследования. Несмотря на трудности в разработке и принятии основного закона, он, как показала многолетняя практика, удовлетворил интересы противоборствующих при е принятии сторон, сумел сохранить целостность, правовые и демократические основы государства, явился универсальным регулятором многих сфер общественной жизни.

В Конституции закреплена система общественных ценностей и имеется нацеленность на формирование соответствующих воззрений каждого члена общества1. Учитывая динамическое развитие общественно-политической жизни России за последние десятилетия, возникает вопрос: как долго текст основного закона может оставаться первозданным?

Конечно, жизнь идет, общество развивается, реальность меняется. Поэтому конституционные основания российской государственности, политические модели общества могут и должны анализироваться, обсуждаться, подвергаться тщательному, но обязательно высокопрофессиональному разбору, а не становиться предметом политических спекуляций и игр, пиар-кампаний2. Безусловно, существующее конституционное законодательство России, как и вся отечественная конституция как основной закон российской федерации диссертация система, динамично развивается.

Под этот процесс подпадают не только отдельные нормы конституционного законодательства, но и сам основной закон. Возникает закономерный вопрос: каким образом должна развиваться конституция? Какие нормы должны подлежать изменению? Государственной статистики рф реферат альтернативы можно предложить существующему конституционному регулированию отдельных конституционных правоотношений?

Осмысление какого-либо историко-правового события или процесса, уяснение его причин и обоснованности невозможно без теоретического изучения природы данного явления. Применительно к юридической науке в общем и к теме научного исследования в частности, для раскрытия значения, сущности и роли конституционных проектов периода — гг.

В качестве основы идеологии российской государственности определяется феномен российского конституционализма1. Конституционализм раскрывает сущность и содержание конституционного процесса государства, поэтому изучение данной категории, установление особенностей его становления необходимо для определения места и значения проектов Конституции России. Для конституция как основной закон российской федерации диссертация особенностей становления российского конституционализма необходимо, в первую очередь, обратиться к самому понятию конституционализма.

На правах рукописи

Понятие конституционализма очень тесно связано с историей развития этого явления, его наличием в обществе, это можно сравнить с марксистской теорией базиса и надстройки2. Базисом в этом случае является появление признаков конституционализма, признание этих признаков обществом, появление писаной конституции государства, надстройкой - появление понятий и собственно термина феномена конституционализма.

В российской правовой литературе не выработано единого понятия конституционализма1 так же, как и не установлено ни одного общепринятого подхода к данной категории. Это связано, в первую очередь, с историческими особенностями развития правовых систем мира в общем и российской государственности в частности. Кроме того, на конституционализм в России, его признание, а, следовательно, и выработку единого понятия также повлияла особенность унификации системы российского права.

Отечественные авторы-конституционалисты расходятся во мнениях относительно истории понятия конституционализма.

40. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Понятие конституционализма в этом случае берет начало именно с момента появления писаной конституции в государстве3. Говоря о собственно юридических аспектах конституционализма, авторы выделяют порядок обсуждения и принятия конституционных актов, их место и значение в системе законодательства, структуру конституций, связь общих принципов и конкретных норм в тексте конституции4. Оба подхода к истории зарождения термина относятся примерно к одинаковому периоду мировой истории — становления американского и западноевропейского буржуазно-демократического общества, поэтому нет смысла деления подходов к понятию конституции и связи с ней конституционализма, так как первоначальные представления конституционного строя только и были сведены к наличию и содержанию основного закона государства.

В конституция как основной закон российской федерации диссертация в юридических, политических и исторических исследованиях термин получил более широкое значение и стал применяться для характеристики процессов перехода к демократии и установления конституционного строя в государствах сначала Западной, а потом Центральной, Восточной и Южной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки1.

Одними из первых упоминаний понятия являются манифесты, обращения и конституционные проекты декабристов3. В советский период конституционалисты, исходя из существующих в стране принципов и норм, связывали предмет конституционализма исключительно с буржуазным государством и правом, буржуазными консервативно-охранительного направления.

Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов.

Для России период с по годы богат историческими событиями. В параграфе сделан вывод о том, что суверенитет народа проявляется, фактически, только в том, чтобы поручать функцию законотворчества специальным органам и не вмешиваться в их деятельность.

Политическая наука. Учебное пособие. При исследовании советских конституций, советского государства и права это понятие не использовалось. Конституция как основной закон российской федерации диссертация несколько изменилось с конца х гг.

Особенно активно проблемы конституционализма, в том числе и вопросы этимологии, стали исследоваться в нашей стране в постсоветский период, когда наконец отказались от деления конституционализма на буржуазный и социалистический3.

В целях объективности отдельного подхода и оценки его ценности необходимо отделять признаки, данные в определении термина каждым автором. Противоречивость норм действующей Конституции России и необходимость ее преобразования на сегодняшний день становится все очевиднее. Как уже было отмечено в предыдущих разделах работы, проблема конституционного развития России в направлении изменения текста основного закона является предметом исследования многих теоретиков-конституционалистов.

Вопрос конституционных преобразований и внесения изменений в текст российской Конституции пробрел такой масштабный оборот, что о нем заговорили на уровне высших государственных органов.

Была обозначена проблема преобразования Конституции России путем внесения в нее изменений, при раскрытии которой глава государства указал на возможность конституционных поправок1. В настоящее время на свет начали появляться проекты законов, которые должны быть внесены в текст основного закона. Особенно этот процесс начал активно проявляться в последние два-три года.

Социальные стандарты как основа социальной политики рефератТикунова контрольные и проверочные работы
Порядок оформления путевого листа рефератВведение для курсовой работы по статистике

Некоторые авторы, посчитав, что проще менять Конституцию, чем ее исправлять, вовсе предлагают свои авторские проекты государственный человек более других сограждан эссе Конституции. Авторские конституционные проекты, как правило, конституция как основной закон российской федерации диссертация имеют публикации в признанных официальных изданиях, поэтому зачастую размещаются в сети Интернет2, либо публикуются в любительских или ненаучных изданиях.

Проекты новой Конституции России на научном уровне были подготовлены и представлены группой экспертов во главе с М. Красновым, МА. Федотовым и С. В году была попытка разработки основного закона группой социологов, политологов, юристов с участием парламентариев во главе со С. Сулакшиным, генеральным директором Центра проблемного анализа и депутата первых двух созывов нижней палаты парламента.

Обобщение и общий анализ указанных конституционных проектов представляется невозможным и нецелесообразным. Методологическую основу диссертации составили комплексно применяемые общенаучные и специальные научные методы: структурно-функциональный, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, анализа и синтеза, логический, методы социологических исследований, анализа государственно-правовых явлений и процессов и иные методы познания.

Учитывая проблематику диссертационного исследования, основное значение имело применение системного метода, обусловленное необходимостью комплексного анализа функций государства, исследования их взаимосвязи и взаимообусловленности, выявлением особенностей их влияния на процесс конституционного реформирования модели российского государства, целесообразностью подхода к пониманию политических и правовых отношений как целостных систем институциональных элементов. Теоретической основой исследования являются научные публикации юристов, политологов, историков и представителей других отраслей научного знания.

Теоретико-отраслевой основой диссертационного исследования являются посвященные конституционно-правовой и, взаимосвязанной с ней в контексте. Положения и выводы диссертации основываются на правовом анализе Конституции Российской Федерации г. Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в самом интегративном подходе к исследованию поставленной проблемы как сложной и многоплановой, что нашло свое выражение в основных положениях и выводах, разработанных автором и выносимых на защиту.

В работе предпринята попытка с позиций конституционного права обосновать концепцию понимания функций государства через необходимость обеспечения правового регулирования, лишенного свойств фрагментарности и дискретности, обусловленных лаконичностью текста Конституции Российской Федерации.

В работе в концентрированном виде обозначены конституционные основы осуществления основных направлений деятельности государственных и общественных институтов в целях эффективной реализации стратегии строительства демократического правового социального государства.

На основе критического осмысления различных теоретических подходов предлагается авторская концепция понимания сущности функций государства. Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту :. Функции государства могут быть определены как наиболее существенные направления его деятельности, обусловленные его назначением и ориентированные на создание и обеспечение эффективного развития существующих социальных, политических, правовых и иных институтов, формирование желаемого с точки зрения конституционного регулирования поведения субъектов общественных отношений.

Конституционный смысл реализации функций государства заключается в осуществлении такого интегрирующего политико-правового воздействия на все элементы политической системы общества, которое одновременно обеспечиваю конституция как основной закон российской федерации диссертация их эффективное взаимодействие и желаемое направление развития, не нарушая при этом эволюционные процессы развития его прогрессивных институциональных составляющих.

В наиболее общей форме могут быть выделены следующие функции государства: 1 установление идейно-теоретической основы функционирования всех государственных и социальных институтов; 2 обеспечение базиса их деятельности; 3 реализация механизма адекватного применения права как условия и гарантии эффективности всех институциональных составляющих конституционализма. Высокая степень взаимообусловленности перечисленных направ. Несмотря на наличие положения, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной статья 13 Конституции Российской ФедерацииОсновной Закон косвенным образом все же закрепляет основополагающие моменты, позволяющие схематично воспроизвести сущность желаемой общественной идеологии.

Установление реферат двс список конституционных ценностей в рамках реализации функции государства по формированию идейно-теоретической основы деятельности всех его институциональных составляющих определяет следующие задачи государства: 1 обеспечение их признания и соблюдения всеми доступными способами, включая меры принуждения; 2 установление иерархии ценностей; 3 определение приоритета их защиты, допустимости и объема возможных ограничений; 4 установление и обеспечение режима правового регулирования, отвечающих интересам адекватного соблюдения и защиты конституционных ценностей.

2467227

В основе конституционной обусловленности функции государства по формированию адекватного правосознания лежат следующие факторы: 1 взаимосвязь уровня правосознания с поведением субъекта общественных отношений неправомерное; правомерное в диапазоне от социально-активного до маргинального ; 2 взаимообусловленность уровня правосознания и процессов институтогенеза, эффективности функционирования государственных и общественных институтов; 3 конституция как основной закон российской федерации диссертация необходимости применения и выбора мер государственного принуждения в рамках обеспечения исполнения конституционных обязанностей от степени развития правосознания.

Конституция Российской Федерации должна рассматриваться в качестве базиса в контексте выполнения функции государства по формированию адекватного уровня правового сознания, которое является необходимым условием. Адекватный уровень массового правосознания является предпосылкой успешной реализации права в конституция как основной закон российской федерации диссертация его соблюдения и использования, а профессионального - во всех формах соблюдение, использование и применение.

В качестве одной из основных задач российского государства на современном этапе развития должно рассматриваться преодоление изоляциониз. При этом должно учитываться то обстоятельство, что условием формирования адекватного правосознания является снижение уровня декларативности в деятельности всех государственных органов, а также устранение препятствий к участию общества в деятельности конституционных демократических институтов. Таким образом, функция государства по формированию всех видов правосознания должна быть максимально интегрирована в социальный контекст России.

Каждый этап реализации правотворчества в рамках соответствующей функции государства должен осуществляться с учетом стратегии конституционного строительства и оцениваться с точки зрения его позитивного влияния на общественные отношения.

Представляется допустимым расширительное толкование права законодательной инициативы высших судов РФ, которое, в силу ч. Исследование проблемы осуществления властного усмотрения в рамках осуществления государством функции по обеспечению адекватного применения права позволяет утверждать, что: 1 результатом применения даже внешне соответствующих Конституции РФ нормы права или правового акта могут быть неправовые, неконституционные последствия.

Вероятность нежелательного результата возрастает в случае, когда применяемые нормативные положения допускают широкий диапазон усмотрения правоприменителя; 2 установление возможности властного усмотрения должно рассматриваться главным образом как способ обеспечения баланса публичного и частного интереса, то есть в рамках отношений, характеризующихся императивным методом регулирования.

В сфере отношений, характеризующихся диспозитивностью, делегирование. Такой подход способствовал бы единообразию в применении права в однотипных юридических ситуациях. Внесение соответствующих изменений способствовало бы обеспечению истинной, а не формальной, независимости конституционных уставных судов от органов иных ветвей власти субъекта Российской Федерации. Необходима унификация отраслевых подходов к установлению одинаковых принципов и мер юридической ответственности за совершение деликтов, характеризующихся одинаковым юридическим составом, что обеспечивало бы действие конституционных принципов равенства и справедливости.

В настоящее время это требование соблюдается не в полной мере, о чем свидетельствуют, в частности, абсолютно разные подходы к установлению ответственности за заведомо ложное заключение эксперта в порядке того или иного вида. Это свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, принципа справедливости, и конституция как основной закон российской федерации диссертация к деформации принципов неотвратимо.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения сформулированных в диссертации выводов и рекомендаций для модернизации государственно-правовых институтов, развития институтов гражданского общества, создания условий, обеспечивающих высокие стандарты жизни российского народа, а также совершенствования механизмов правотворчества, применения права, механизма обеспечения реализации конституционных прав и обязанностей. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представлять интерес для государственных и муниципальных служащих, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, а также могут конституция как основной закон российской федерации диссертация использованы в научно-исследовательской работе, преподавании юридических и политологических дисциплин.

Результаты проведенного исследования могут служить основой для дальнейшего исследования различных аспектов функций государства. Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение. Отдельные положения и выводы диссертации нашли отражение в опубликованных работах. Челябинск, Структуру диссертационного исследования составляют введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и библиографический список.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования; характеризуется научная новизна работы; раскрывается теоретическое и практическое значение результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту. На основании указанного анализа формулируется тезис о том, что отсутствие единообразного подхода к пониманию и классификации функций государства обусловлено проблемой сложного многофакторного взаимодействия государства и общества, неоднозначностью в оценке взаимообусловленности их эволюции.

Наиболее правильным при исследовании указанного вопроса представляется рассмотрение государства как одного из важнейших элементов политической системы общества, который, благодаря наличию целой системы органов и средств, обладает реальной возможностью упорядочения социальных процессов и придания им желаемого вектора развития. Такой подход позволяет рассматривать функции государства как наиболее существенные направления его деятельности, обусловленные его назначением и ориентированные на создание и обеспечение эффективного развития основных институтов и формирование желаемого с точки зрения конституционного регулирования поведения субъектов общественных отношений.

Указанное понимание функций государства позволяет идентифицировать их как политические, экономические, социальные и т. Поделиться материалом в соцсетях:. Хальметов Али Измаилович. Диссертация представляет собой первое в юридической литературе монографическое исследование вопросов толкования Конституции с позиций системного рассмотрения общетеоретических проблем данной темы. Особое внимание уделено понятию толкования Конституции как вида правовой деятельности, установлены причины, принципы и пределы толкования Конституции, выявлены виды, способы и стадии толкования, дан комплексный анализ актов конституция как основной закон российской федерации диссертация Основного Закона.

Результатом обобщения и систематизации проблемных вопросов выполненной работы является развитие теории толкования Конституции, введение в научный оборот понятий: "конституционное толкование", "стадии толкования", "уровни толкования", "доктринальное толкование Конституции", "компетентное толкование Конституции", "процессуальная сторона толкования Конституции" и др.

В диссертации предпринята попытка более глубокого и всестороннего рассмотрения основных субъектов толкования Конституции через призму их роли в интерпретации Основного Закона, что позволило выявить обстоятельства, обусловливающие главенствующее положение Конституционного Суда Российской Федерации в этой иерархии. Исследование дало возможность вскрыть незавершенность в рассматриваемой системе, предложить варианты совершенствования субъектной стороны толкования Конституции Российской Федерации.

На основе исследования законодательных актов, регулирующих деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, и практики их применения проведен комплексный анализ процессуальных аспектов рассмотрения дел о толковании Конституции в Конституционном Суде РФ.

Дана общая характеристика астронавта жизни на земле рецензия выявлены характерные особенности каждой из основных стадий процесса толкования в Конституционном Суде РФ. На этой основе сформулированы предложения, направленные на восполнение имеющихся пробелов в регулировании и совершенствование процессуальной стороны толкования Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Восполняет пробел в научных исследованиях проведенное обобщение практики толкования Основного Закона Конституционным Судом РФ с момента его образования в г.

На основе законодательной классификации отдельных категорий дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ, установлена их специфика с позиции реализации Конституционным Судом функции толкования Конституции Российской Федерации.

Устанавливаются факторы, определяющие эти пределы, на основе анализа правовой базы деятельности Конституционного Суда РФ и его практики. На защиту выносятся следующие положения:. Толкование Конституции - вид правовой деятельности, специфика которого обусловлена особенностями объекта, субъекта, процедуры и актов толкования. Помимо использования всего спектра известных науке и практике приемов и способов интерпретации, важное значение имеют принципы толкования Конституции, которые до настоящего времени не нашли должной разработки в юридической литературе.

Авторское понимание пределов толкования Основного Закона и факторов, их определяющих, исходит из признания самодостаточности Конституции. Наряду со стадиями правотворчества и правоприменения следует выделять стадии толкования Конституции, которые получают официальное выражение через процедуры в Конституционном Суде Российской Федерации и являются одной из гарантий адекватной интерпретации Основного Закона; даваемая классификация стадий толкования Конституции может послужить их дальнейшей оптимизации.

Выявленные в диссертационном исследовании характерные черты актов нормативного и казуального толкования Конституции свидетельствуют о различии их юридического значения для правотворчества, правоприменения и других форм реализации Конституции.

В свете совершенствования судебной праворазъяснительной практики имеются возможности дальнейшего развития теории толкования Консти. Полномочие Конституционного Суда России на толкование Конституции, закрепленное ст. Толкование Конституции имеет место в деятельности судов общей юрисдикции в процессе ее непосредственного применения, исследование позволяет дополнительно аргументировать необходимость их обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, как единственный орган, уполномоченный на нормативное и приоритетное толкование Конституции, проверку конституционности законов.

Конституция как основной закон российской федерации диссертация 9260689

Доктринальное толкование Конституции играет важную конституция как основной закон российской федерации диссертация в конституционном судопроизводстве. Можно констатировать наибольшую близость толкования, осуществляемого Конституционным Судом, к доктри-нальному толкованию, которое в периоды реформирования общества, при кардинальном изменении в политическом и конституционном строе, конституция как основной закон российской федерации диссертация на передний план и, прежде всего, в конституционном контроле.

Для преодоления разрыва между теорией и практикой толкования Конституции необходимы более широкие масштабы ее доктринального толкования.

Исследование практики рассмотрения отдельных категорий дел Конституционным Судом РФ показывает возможность одни и те же матери ально-правовые требования, связанные с толкованием конституционных. С точки зрения реализации принципа разделения властей приобретают актуальность теоретические и практические аспекты проблемы самоограничения Конституционного Суда. Научно-практическое значение исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы, выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем теории государства и права, политологии, конституционного права, например, таких, как теория разделения властей, механизм реализации Конституции, правовая защита Конституции, судебная власть, гарантии защиты прав и свобод граждан и др.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания теории государства и права, политологии, конституционного права, спецкурса "Конституционный контроль в Российской Федерации"; а также при разработке правовых актов, направленных на совершенствование организации и деятельности органов конституционной и общей юрисдикции. Апробация результатов исследования. Важнейшие положения и теоретические выводы диссертационного исследования нашли отражение в монографиях, разделах коллективных трудов, учебных пособиях и статьях, опубликованных в научной юридической литературе и периодической печати.

Основные положения, содержащиеся в данной работе, докладывались на заседаниях кафедры государственного и международного права юридического факультета Казанского государственного университета, ежегодных итоговых научных конференциях юридического факультета Казанского государственного университета, а также на конференциях, научно-практических семинарах, "круглых столах", в том числе, на межрегиональной конференции "Становление российского частного права: проблемы.

Конституция как основной закон российской федерации диссертация 2215

Новгород, сентябрь г. Результаты проведенного исследования использованы при разработке при непосредственном участии автора проектов законов Республики Татарстан: "О конституционном надзоре в Татарской ССР" принят 13 декабря г. Они нашли применение при подготовке автором экспертных и консультативных заключений по запросам о толковании Конституции, рассмотренным Конституционным Судом Российской Федерации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы. Предметом нашего исследования является толкование конституционных норм. Однако и это употребление страдает неточностью и неполнотой. Речь идет скорее о случаях толкования конституционных норм в связи с толкованием норм иных нормативных актов на предмет их соответствия Конституции.

Полагаем, что полномочие Конституционного Суда России на толкование Конституции, закрепленное ст. Все это условно допустимо обозначить термином "конституционное толкование", ибо так или иначе во всех этих случаях интерпретируется Основной Закон.

Исследование специфики конституционного толкования предполагает решение ряда общих вопросов толкования права. Мы исходим при этом из известных положений о том, что изучение частных вопросов без предварительного решения общих, неминуемо на каждом шагу будет приводить к этим общим вопросам. В данной работе, конечно, не ставится задача анализа всех высказываний о назначении, сущности и содержании толкования закона, а определяются призраки прошлого рецензия исходные позиции, в соответствии с которыми будут излагаться отдельные вопросы.

Это необходимо, в частности, и для того, чтобы в какой-то мере исключить последующие терминологические споры по поводу употребления некоторых понятий, относительно которых в юридической науке существуют различные мнения. Безусловно, обогащение понятийного аппарата науки и совершенствование научной терминологии не должно влечь за собой утрату устоявшихся терминов, специфической для данной конституция как основной закон российской федерации диссертация четкости, выражающей, к тому же, скоордин иро ванн ость научных понятий.

Тем более, что термины в юридической науке едины с терминологией закона и юридическим языком практической юриспруденции. Толкование правовых норм процесс, который имеет место в любом случае, когда необходимо установить смысл нормативных установлений. Некоторые авторы, признавая важность интерпретационной деятельности, связывают ее только с правоприменением.

Более того, толкование выходит за рамки правореализации. Чрезвычайно важно оно и в плоскости осуществления правотворческой деятельности. Ясное, не противоречащее существующим законам, изложение нового нормативного акта предполагает точное уяснение смысла и содержания предшествующих, связанных с ним правовых установлений.

Толкование правовых норм имеет место и при научном или учебном анализе, при пропаганде права и т. Таким образом, толкование может предприниматься в различных целях и имеет значение для всех сторон конституция как основной закон российской федерации диссертация деятельности.

Конституция как основной закон российской федерации диссертация 4041

Если в свете сказанного посмотреть на конституционное толкование, то, во-первых, в отличие от иных видов толкования, его невозможно спутать с правоприменением. Оно возвышается над ним, имеет высшую юридическую силу по отношению к любым правоприменительным актам. Во-вторых, конституционное толкование, как никакое другое, имеет преимущественное значение именно для правотворческой деятельности.

В-третьих, оно не может быть проигнорировано ни в какой другой правовой деятельности, хотя доктриной и может быть подвергнуто сомнению. Следует учитывать направленность правоприменительного толкования и его отличие от интерпретации закона, проводимой безотносительно к его реализации в каждом отдельном случае.