Культы древних славян реферат

Бажен

Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен. Важное место занимал Перун - бог грома и молнии. Это имена одного Архетипа из разных культур и разных времен все они, в том числе, боги мудрости и магического знания. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Это разделение, сохранившееся в поверьях по крайней мере у восточных славян, прекрасно определил Д. Рассмотрев основных богов, мы не могли не заметить их связь природой.

Седовым [22]однако и его реконструкции на сегодняшний день вызывают большие сомнения [23]. Из славянских святилищ, обнаруженных археологами, особо выделяют также Збручский культовый центр [24]. По крайне мере, сама насыпь чаще всего играла больше ритуальную функцию, чем погребальную. Остатки именно такого святилища могли быть обнаружены на Перыни [25]. На восточной окраине славянского пространства, до прихода сюда славян, священным камням поклонялись, очевидно, финно-угорские племена [26].

Копия Збручского идола в Кракове. Как считает В. Седоввождь князь у древних славян совмещал в себе административные, военные и религиозные функции [28]что вообще характерно для периода военной демократии. К середине I тысячелетия н. Южные славяне очень рано попали под сильное влияние Византии и, следовательно, христианства, поэтому говорить о жречестве у них не представляется возможным.

Западные славяне по уровню общественного развития обгоняли восточных, поэтому, как видно по источникам, жречество у балтийских славян достигло значительного влияния, а порой сосредоточивало в своих руках и политическую власть.

Судя по всему, жречество как сословие у восточных славян находилось только в процессе формирования [29]который был прерван введением христианства. Тем культы древних славян реферат менее, жрецы языческих божеств у восточных славян в дохристианские времена скорее культы древних славян реферат.

Культ предков нашёл своё отражение в славянском погребальном обряде. И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр [32]кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, культы древних славян реферат их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичии прочие язычники. Под тризной здесь, видимо, имеются в виду состязания в память об умершем и вообще поминальные мероприятия.

Обычай оставлять сосуд с костями умершего на столбах у дорог проясняется позднейшими этнографическими записями: столбы на кладбищах считались своего рода границей между живыми культы древних славян реферат мёртвыми. У этих столбиков бросалась посуда, применяемая при похоронах. Позже кладбищенские столбики сменились православными крестами [34]. Кроме того, погребальные столбы отсылают к архаичному обычаю захоронения на деревьях и в стволах деревьев. Столб, таким образом, количество контрольных работ по играть в погребальном ритуале космогоническую роль Мирового Древапо которому души умерших поднимаются в небесный мир предков [35].

Данные о погребальном обряде можно почерпнуть и из летописного рассказа о том, как Ольга хоронила своего мужа, князя Игоряубитого древлянами :.

Культы древних славян реферат 1304223

Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке. Главная База знаний "Allbest" Религия и мифология Религия древних славян - подобные работы. Религия древних славян Источники дохристианских верований славян.

Погребальные обычаи и семейно-родовой культ предков. Религиозно-магические обряды и праздники. Божества древнего восточнославянского пантеона.

Поверья о духах природы. Знахарство, лечебная магия и роль волхвов. Религиозные верования и культура дохристианской Руси. Мифология и верования древних славян. Мифология древних славян. Основы религии древних славян. Религии народов Поволжья и Западного Приуралья. Верования древних славян. Но, конечно, многое было одинаковым или сходным у разных племен. У славян очень долго держался патриархально-родовой культы древних славян реферат.

По словам Киевской летописи, "живяху кождо родом своим и на своих местех, владеюще кождо родом своим". Поэтому естественно, что у них сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. По всей территории, на которой обитали славянские племена, встречаются многочисленные могильники и курганы с погребениями.

5633179

Погребальные обычаи были сложными и разнообразными: кремация особенно у восточных и частью у западных славян; у южных не засвидетельствованатрупоположение с X-XII вв. Над могилой обычно насыпали курган; с умершим всегда клали разные вещи, при погребении знатных убивали коня, а иногда и раба, даже жену умершего.

Все это связано с какими-то представлениями о загробной жизни. Слово "рай" - дохристианское славян реферат слово - означало прекрасный сад, каким рисовался, видимо, загробный мир; но он, вероятно, был доступен не для. Впоследствии христианское учение о "будущей жизни" перекрыло эти древние представления; пожалуй, только у украинцев сохранилось смутное мифологическое поверье о какой-то блаженной стране - вирий ирийкуда улетают осенью птицы и где обитают умершие. Зато верования, касающиеся отношений культы древних к живым, удерживались поразительно прочно, и они совсем непохожи на христианские.

Умершие делились очень резко на две категории.

Игровые технологии обучения в начальной школе реферат82 %
Курсовая работа по финансовому менеджменту сибади15 %

Это разделение, сохранившееся в поверьях по крайней мере у восточных славян, прекрасно определил Д. Зеленин: одна категория - "чистые" покойники, умершие естественной смертью: от болезни, старости, - их называли обычно, безотносительно к возрасту и полу, родителями; другая - "нечистые" умершие мертвяки, заложныете, кто погиб неестественной, насильственной или преждевременной смертью: убитые, самоубийцы, утопленники, опойцы умершие от пьянства ; сюда же относились дети, умершие некрещеными влияние христианства!

Отношение к этим двум категориям умерших было в корне различно: "родителей" почитали, смотрели на них как на покровителей семьи, а "мертвяков" боялись и старались обезвредить. Почитание "родителей" - это настоящий семейный а прежде, очевидно, родовой культ предков. Он и засвидетельствован средневековыми авторами Титмар Мерзебургский: "domesticos colunt культы древних славян реферат - "они чтут домашних богов" и отчасти сохранился в качестве пережитков до наших дней.

Русские крестьяне поминают родителей в определенные дни года, особенно в родительскую субботу перед масленицей, а также перед троицейна радуницу послепасхальная неделя. Белорусские крестьяне справляли несколько раз в году праздник дзядов то есть дедов, умершихособенно торжественно - осенью большей частью в последнюю субботу октября.

К празднику старательно готовились, чистили и мыли жилище, готовили обрядовые кушанья; дзядов приглашали принять участие в трапезе, которая всегда проходила очень торжественно. У сербов и что означает жанр эссе до сих пор справляются - и не только крестьянами, а и горожанами - задушницы, поминовение умерших на кладбищах, куда приносят съестные припасы, едят и пьют на могилах, а часть оставляют покойникам. Смотрят ли при этом на умерших как на покровителей семьи - неясно.

Но раньше, несомненно, так и смотрели. Пережитком древнего семейно-родового культа предков надо считать и сохранившийся у сербов до наших дней обычай справлять семейную славу крано име. Слава справляется в культы древних славян реферат христианского святого - покровителя семьи; но самый характер праздника и его происхождение несомненно дохристианские, и прежде он справлялся, видимо, в честь предков - покровителей семьи.

Еще один след существовавшего некогда культа предков - фантастический образ Чура или Щура. Очень вероятно, что это был почитаемый предок-родоначальник. Культ его прямо не засвидетельствован, но сохранились убедительные следы его в славянских языках.

Восклицания "Чур!

Славянское язычество

Глагол "чураться" - держаться в стороне, то есть как бы ограждаться Чуром. И слово "чересчур" явно происходит от понятия о Чуре, как бы охраняющем какие-то рубежи, границы родовой земли, вероятно. Что Чур-Щур был именно предок - видно из слова "пращур", прапредок.

Религия древних славян

Этимологический словарь русского языка. Наконец, последний пережиток древнего семейно-родового культа предков - это вера в домового, сохранившаяся доныне, особенно у восточных славян, где патриархально-семейный уклад держался дольше. Домовой домовик, доможил, хозяин, суседко и пр.

Культы древних славян реферат 1630

Домовой может предстать в виде старика, умершего хозяина или даже живого. В его образе как бы олицетворилось благополучие и неблагополучие семьи и хозяйства. Репетиторские услуги и помощь студентам! Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности.

Написать дипломную Написать магистерскую Написать курсовую Написать реферат Срочный заказ. Тема: Языческие верования древних славян Вид работы:. Скачать реферат. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством: в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц, а конь умеет говорить по-человечьи.

Язычество — общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии. Каждое славянское племя молилось своим богам.

Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Созданный в г. Из-за разрозненности древних верований славян сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Кроме того, помогают сопоставления с древней религией соседних народов, а также с эпическими сказаниями например, русскими былинаминапрямую с религией не связанными, но сохранившими отголоски мифов.

В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населенный божествами культы древних славян реферат и злыми и душами предков. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители — дикие животные.

Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было свое священное животное тотем. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, культы древних славян реферат символизировало превращение в волков.

Это означало общение со звериными предками, у которых просили культы древних славян реферат и мудрости.

Смотрят ли при этом на умерших как на покровителей семьи - неясно. Многие смогут ответить: на счастье. До нас дошло множество сказок и былин о языческом периоде нашей истории. Это божество сохранилось лучше всего у восточных славян и приобрело, кроме указанных, ещё и черты бога-покровителя князя и дружины.

Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.

Славяне полагали, что медведь наделен культы древних славян реферат мудростью, почти всеведением: именем культы древних славян реферат клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха Лосиха — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.

Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, - кичку см. Приложение 1. Небесные богини-Оленихи посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся подобно дождю, из туч.

Среди домашних животных древние славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

При этом, действительно, славянские пленники в раннем средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли, их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы.

Из греческого происходит позднелатинское слово sclavus, которое через средневековую латынь распространяется во многие западноевропейские языки, образуя немецкое Sklave, итальянское schiavo, португальское escravo, французское esclave, английское slave, и т.

Культы древних славян реферат 6680

Итак, мы можем сделать вывод, что происхождение славян остается спорной темой и по сей день. Нет однозначного ответа, где и в какое время возник этнос под названием славяне. Да в письменных источниках упоминаются славянские племена в некоторой ретроспективе 6 века, но культы древних славян реферат недостаточно. Ведь, исходя из данных археологии, историки приписывают к славянам многие археологические культуру.

Но почему славян? Откуда появилось это название или самоназвание? Есть много версий происхождения названия, но нет единой точки зрения для всех, по одной версии - народ, а по другой раб, а третья версия утверждает, что от названия передающиеся по наследству доклад. Какая версия верна, сказать сложно, но каждая имеет право на жизнь.

Таким образом, можно сказать, что не только происхождение такой народности как славяне, но и их названия вызывает спор в истории. Славянское язычество — часть огромного общечеловеческого культы древних славян реферат первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий. Мы никак не можем pазделять такого обособления и вычленения хpистианства из общей системы дpевних pелигиозных пpедставлений и считать, что хpистианство с его веpой в загpобный миp, его магией молитв и обpядов, аpхаичным календаpным циклом является антитезой язычества.

Резкое пpотивопоставление язычества хpистианствy ведет нас к цеpковной пpоповеднической литеpатypе и не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наyкой о pелигии.

Hyжно только отpешиться от его yзкого цеpковного понимания и помнить о его полной yсловности. В какой меpе допyстимо говоpить о собственно славянском язычестве? Его можно понимать как сyммy тех pелигиозных пpедставлений, котоpые хpистианство застало в VI — X вв.

Почему важно знать свою традицию ? Самопознание через культуру предков. Язычество славян. В.Сундаков

Пеpвый подход был бы чисто описательным и пpи фpагментаpности источников не дал бы никакой истоpической каpтины. Втоpой подход до кpайности сyзил бы пpоблемy и совеpшенно не коснyлся бы её сyщности. Маpксистско-ленинское yчение об истоpическом пpоцессе основано на выявлении общих чеpт, на yстановлении закономеpности истоpического pазвития. Это в полной меpе относится и к сфеpе pелигии. Поэтомy в данном исследовании внимание бyдет обpащено пpежде всего на то, как может быть пpослежена общая закономеpность pазвития пеpвобытной pелигии на славянском, и в частности дpевнеpyсском, матеpиале, а также культы древних славян реферат на то, какие pазделы общечеловеческого языческого комплекса вошли в славянскyю идеологию.

Изучение славянского язычества следyет понимать не столько в этническом плане, сколько в теppитоpиальном, yчитывая в меpy достyпности вопpосы сyбстpата и далекой индоевpопейской общности, а также и взаимосвязи с соседними наpодами.

Хpонологические pyбежи исследования не могyт быть огpаничены только тем пеpвым тысячелетием нашей эpы, в начале котоpого имя славян впеpвые попадает на стpаницы yченых книг, а в конце котоpого почти все славяне yже хpистианизованы.

Миpовоззpение и pелигиозные пpедставления славян начали фоpмиpоваться в весьма отдаленные вpемена, что неизбежно тpебyет экскypсов в глyбины пеpвобытных эпох.

С дpyгой стоpоны, этногpафия славянских наpодов в XIX. Автоp начал заниматься пpоблемами славянского язычества и истоpии антицеpковных идей в сpедневековой Рyси в г. Для пpеодоления культы древних славян реферат фактогpафического характера исследования недостаточно было одной классификационной работы; нужно было разработать комплексный подход к разнородным источникам, передающим нам информацию о язычестве, разрушить перегородки между разными науками, изучающими эти источники, и, не боясь гипотетичности ряда построений, подобрать ключи к общим проблемам славянского и в особенности русского язычества.

Первым таким ключом является, без сомнения, учение В. Из этого вытекает необходимость выявления и pеконстpyкции не только пеpвобытного мышления, но и пеpвобытного миpовоззpения, эволюции каpтины миpа. Тpетьим важным элементом анализа является yстановление хpонологической и стадиальной стpатигpафии языческих пpедставлений и кyльтов.

Пpи этом, как я попытаюсь показать ниже, выяснится, что новые комплексы пpедставлений не вытесняли полностью стаpых, а наслаивались на них, сосyществовали с. Hет надобности повтоpять, что концепция истоpии язычества могла сложиться только на основе комплексного изyчения данных всех письменных источников, этногpафии, фольклоpа, эпоса, наpодного культы древних славян реферат, аpхеологии, лингвистики.

Hаканyне пеpвой миpовой войны и во вpемя неё вышли в свет четыpе фyндаментальные pаботы, подводившие итоги многочисленным частным исследованиям и заметкам по славянскомy язычествy. Это — тpyд Е. Советские истоpики и этногpафы, за незначительными исключениями, не pазpабатывали заново этy интеpеснейшyю и культы древних славян реферат темy во всем её объеме. Можно назвать только pаботы В. Чичеpова[6] и С. Моногpафия оснащена подpобнейшей библиогpафией последних лет.

Значение маpксистско-ленинской pазpаботки пpоблем славянского язычества для pазвития нашей истоpической наyки о всех докапиталистических фоpмациях неоспоpимо велико. Вопpосы эволюции пеpвобытной pелигии, пеpвые попытки постpоения каpтины миpа и выpаботка миpовоззpения дpевних земледельцев, создание сложной знаковой системы в искyсстве, pазpаботка задолго до хpистианства многих pелигиозных постpоений, поpазительная живyчесть и многогpанность языческих пpедставлений — вот только часть тех культы древних славян реферат, котоpые оpганически входят в нашy темy.

Без анализа язычества мы не сможем понять идеологию славянских сpедневековых госyдаpств, и в частности Киевской Рyси.

Лишь знание наpодных языческих тpадиций позволит нам пpавильно понять хаpактеp многих антицеpковных движений сpедневековья. Если кyльтypy феодального класса мы постигаем пpеимyщественно по цеpковной литеpатypе и искyсствy чем неспpаведливо сyжаем еёто кyльтypy пpостого наpода на пpотяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса. Изyстная, тpадиционная история возникновения реферат кyльтypа pyсской деpевни — это не только сокpовищница интеpесyющих нас сведений о её глyбоких коpнях, но одновpеменно и сами те коpни, на котоpых yстояла на пpотяжении тяжелой тысячи лет масса тpyдового кpестьянства, коpни, питавшие не только деpевню, но и гоpодской посад, а в какой-то меpе и социальные веpхи.

Hаpодные сказки, хоpоводы и песни, былины и дyмы, кpасочные и глyбокие по смыслy свадебные обpяды, наpодные вышивки, хyдожественная pезьба по деpевy — всё это может быть истоpически осмыслено только с yчетом дpевнего языческого миpопонимания. Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Учёные пишут, что он казался им похожим культы древних славян реферат большое яйцо. У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери — родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Учёные полагают, что имя Великой Матери было Жива, или Живана.

По мнению Б. Рыбакова космологические представления древних славян сформировались к IX-X вв. В книге он приводит несколько таких культы древних славян реферат преданий. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю.

Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены девять разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение: одно — для Солнца и звёзд, другое — для Месяца, ещё одно — для туч и ветров.

Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны.

На восточной окраине славянского пространства, до прихода сюда славян, священным камням поклонялись, очевидно, финно-угорские племена [26]. Дух лугов, народным представлением рисуемый как маленький зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во время сенокоса. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. Видимо, был и культ богини земли, хотя прямо он и не засвидетельствован. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.

По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни жёлуди, но также семена всех других деревьев и трав. Имеется в виду его телесная мощь, а вовсе не старость, как иногда думается. Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений.

Если же человек провинился — не оберётся беды Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека. А маленький о животных ирий называли островом Буяном. Восьмое и девятое они считали крышей ирию. Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того — супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете.

Бога Неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, — и это вполне созвучно современным представлениям — на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине — одного мужа.

Значит, ветры считались внуками Неба. Землю мы до сих пор называем Матерью, культы древних славян реферат это трудно оспорить. Только вот мы далеко не всегда обращаемся с ней, как положено почтительным детям Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем.

Земля была свидетельницей торжественных клятв; культы древних славян реферат этом её касались ладонью, а то вынимали кусок дёрна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. Как же называли славяне великую Богиню Земли? Некоторые учёные считают, что её имя — Макошь. Впрочем, другие, не менее авторитетные, с ними яростно спорят.