Доклад на тему мусульманское образование в дагестане

Елисей

Была еще одна своеобразная привилегия для ученых. При копировании обратная ссылка обязательна. Проявляя заботу о тянущихся к образованию и знаниям муталимах, имам Шамиль сам часто принимал участие в их судьбе. Основные тенденции развития образования в XIX веке. Закария ал-Казвини сообщал о существовании мадраса в селении Цахур 3 с конца XI в. XXIII, с. Здесь автор дает подробное описание своей жизни и учения.

Дагестан всегда славился в первую очередь своими алимами исламскими учёными. Жители горного края в поисках знаний посещали научные центры исламского мира, обучались у самых видных улемов светил науки своего времени, поддерживали тесные связи со своими современниками-учёными. Получив всестороннее образование, наши предки возвращались на родину и здесь уже делились с соотечественниками накопленным багажом знаний.

В дореволюционные времена в Дагестане было множество центров обучения молодёжи: были и базисные примечетские мактабы начальные школыи медресе школы среднего образованиявелись также и индивидуальные занятия.

Общая характеристика правоохранительных органов реферат59 %
Социальные службы для молодежи реферат78 %
Эссе о работе продавца56 %
Доклад на тему технология обработки древесины85 %

Выпускники этих учебных заведений затем распространяли свет Ислама как в соседних республиках, так и в некоторых зарубежных странах. Благодаря налаженной системе обучения детей, мусульманские страны отличались высокой степенью грамотности населения.

Эта почти всеобщая грамотность тех лет позволила сохранить в Дагестане несмотря на долгие годы господства государственного атеизма любовь к наукам, любовь к вере.

Поэтому в последние годы в Дагестане ощущается настоящий бум на исламское образование, во множестве открыты религиозные учебные заведения. В ещё недавнее наше прошлое у широкого круга советских граждан не было возможности изучать исламскую религию, не было специальных учебных заведений.

А желающих получить знания о Всевышнем, о мусульманской религии было немало. Поэтому люди, желавшие изучать науки, занимались на дому у алимов, которых тогда было хоть и мало, но главное — они всё ещё.

Родители, желавшие дать детям исламское образование, отправляли их к алимам на дом. Там их принимали, размещали и обучали. Это было непростое решение как для учёных, так и для детей. От него мало чем отличались и характеристики, даваемые религиозной мусульманской школе многими представителями доклад на тему мусульманское образование в дагестане светской интеллигенции.

Естественно, эффективность обучения и уровень знаний учащихся мактабов, как и мусульманских школ других ступеней, полностью зависели от образовательной и методической подготовки преподавателей.

Уровень ее был далеко не одинаковым и обусловливался главным образом количеством мечетей в районе или селении, укомплектованностью их традиционно образованными служителями. В целом он, по оценке отдельных исследователей, даже в конце XIX. Мадраса - школы повышенного типа - имелись в крупных селениях, где несли службу в мечетях известные своей ученостью духовные лица. Число учащихся мадраса было незначительно. В большинстве своем это были выходцы из состоятельных семей, так как далеко не все родители могли выдержать расходы, связанные с учебой детей в школе вдали от родного селения, и отказаться от их помощи в хозяйстве.

Программы мадраса включали изучение арабского языка, его грамматического строя, логики, курса мусульманского права и этики. Преподавались здесь и география и астрономия - в доступных пределах и в русле присущих мусульманской религии и традиционной научной мысли интерпретации природных явлений и характеристики небесных тел. Окончивший Мадраса, как правило, мог переводить Коран и более или доклад на тему мусульманское образование в дагестане грамотно писать по-арабски.

Исламское образование в Дагестане: история и современность

Некоторые выпускники Мадраса продолжали учебу под руководством известного ученого алима и впоследствии сами получали это звание. Наряду с названными выше "организованными" формами образования в Дагестане получило распространение домашнее обучение детей чтению Корана. Родители предпочитали обучать их дома, под присмотром, чтобы избежать общения с мальчиками.

Абсолютное большинство девочек, обучавшихся Корану, завершали свое образование приобретением навыков механического чтения текста. Письму девочек, за редким исключением, не обучали. Однако, судя по материалам более позднего времени, в частности х годов XIX. Но и эти данные следует рассматривать как весьма приблизительные. Дело в том, что количество примечетских школ было непостоянным. Открывались они в любое время года в зависимости от наличия учащихся по усмотрению учителя-муллы, от него же зависело и время закрытия школы.

Кроме того, учащиеся часто переходили от одного преподавателя к другому, пользовавшемуся большей известностью. Поэтому мусульманские школы, особенно домашние - коранические, плохо поддавались регистрации, но несомненно, Дагестан являлся регионом, наиболее насыщенным мусульманскими школами на всем Кавказе.

Выдающийся исследователь кавказских языков П. Услар, отнюдь не симпатизировавший мусульманским школам, отмечал, что в Дагестане "в каждом ауле найдется один-два человека, которые учат детей читать и писать из-за куска хлеба; при каждой мечети есть школы, где желающим учиться можно продолжать учение Стремление к ознакомлению с арабской грамотностью до того сильно развито между туземцами, что они учатся от 8-летнего возраста до достижения 30 и более лет, переходя из одного училища в другое, более известное ученостью преподавателя" 8.

Главными источниками содержания дагестанских мусульманских школ служили доходы с вакфных земель, закят налог в пользу нуждающихся мусульмана также плата за обучение, вносимая родителями учащихся зерном, деньгами или мелким скотом. Единых размеров платы за обучение в Дагестане не доклад на тему мусульманское образование в дагестане. Там, где родители платили зерном, брали обычно меры кгскотом - одного барана или овцу и т.

Кроме того, по прохождении каждой главы Корана, а также по окончании учебного года ученики преподносили подарки своим учителям, а родителям полагалось угостить наставника.

Доклад на тему мусульманское образование в дагестане 4262

Это доклад относилось к мадраса, которые формально считались бесплатными учебными заведениями и где взносы и подарки составляли почти единственную статью дохода. От всего этого были освобождены дети бедных горцев и сироты, которые не только не вносили плату за обучение, но и содержались на мечетские средства.

Единых сроков начала и продолжительности учебного года в школах не существовало. Однако наиболее предпочтительным временем начала дагестане считались дагестане осень и зима, когда горская семья чувствовала себя относительно свободной от повседневных сельскохозяйственных забот.

Занятия в примечетских школах начинались рано утром и заканчивались вечером, когда начинало темнеть. В начальных школах курс обучения длился обычно один-два года - за это время ученикам прививали навыки механического чтения Корана.

Некоторые мактабы обучали, кроме того, письму и счету. Рецензия на урок фгос такие школы, как правило, поступали дети с домашней подготовкой - знанием арабских букв и счета до нескольких десятков 9.

Обучение в начальной мусульманской школе начиналось с изучения арабской азбуки, после чего приступали к прохождению соответствующих глав Корана. Каждая глава Корана образование по нескольку раз до тех пор, пока ученик не начинал совершенно свободно и бегло читать ее, причем содержания прочитанного он не понимал Дагестанский этнограф и просветитель второй половины XIX.

Аб-дулла Омаров следующим образом описывает занятия в мусульманской школе, в которой он учился: мулла вызывал к себе каждого ученика по очереди и заставлял сперва прочесть вчерашний урок, потом сам читал мусульманское урок с переводом, наконец, заставлял ученика прочесть то же самое, и это служило уроком для следующего дня; если же ученик не выучил вчерашнего урока, тогда новый урок откладывался. Так как учителями в мусульманских школах, как правило, бывали муллы, кадии или дибиры, они часто отлучались, поручая следить за ходом занятий и порядком старшим ученикам.

Материальная база мактабов была скудной. В своем большинстве они не имели собственных, построенных специально для школы зданий и размещались, как правило, в доме учителя или в мечети. Школы были оборудованы бедно. Лишь в некоторых селениях имелись мактабы с хорошими тему, оснащенные необходимым учебным инвентарем.

В таких мактабах полы покрывали коврами, а учащиеся занимались за столиками. Значительно лучше были оснащены мадраса. Многие из них располагали специальными, выстроенными на общественные средства, зданиями, имели необходимые учебные принадлежности, оборудование. Веками складывавшаяся мусульманская система образования в Дагестане не претерпела существенных изменений даже в период продолжительной и изнурительной антиколониальной борьбы горцев в х годах XIX.

Правда, в имамате воспитание и обучение детей и молодежи должно было быть подчинено основной задаче - подготовке из них стойких приверженцев шариата, непреклонных борцов против "неверных".

Имамы, в частности Шамиль, строго следили, чтобы мусульманская школа выполняла это свое предназначение. При Шамиле горцам вменялось в обязанность наряду с активным участием в военных действиях воспитание детей в духе газавата. Даже в условиях военного времени он заботился, чтобы мусульманские школы были окружены общественным вниманием, принимал меры, исключающие возможность прекращения обучения детей в контролируемых им районах.

Дело ограничилось открытием в октябре г. Некоторые начальники округов в своих ежегодных отчетах военному губернатору вплоть до г.

Хотя имамат и испытывал большую нужду в средствах для ведения продолжительной войны против такого сильного противника, как царская Россия, и Шамиль вынужден был изыскивать все новые источники для пополнения казны, закят он оставлял в распоряжении духовенства. За счет закята материально поддерживались не только бедные горцы, но и мечети, и мусульманские религиозные школы.

Кроме того, в пользу учителей, ученых и религиозных школ в имамате Шамиля выделялась еще доклад на тему мусульманское образование в дагестане пятая часть военной добычи и трофеев, захваченных у противника. Правда, она не всегда поступала по назначению, так как выплата ее зависела от успехов военных действий горцев и общего состояния казны имамата Шамиль считал, что горские дети, обучающиеся в мусульманских школах, должны прежде всего в совершенстве изучить Коран, а затем другие религиозные книги.

Уже находясь в ссылке в Калуге, Шамиль лично обучал своих сыновей Корану, руководил изучением ими других религиозных книг, позволяющих, как он говорил, в совокупности доклад на тему мусульманское образование в дагестане усвоить "кодекс ислама" По свидетельству современников Шамиля, он, даже будучи главой имамата, часто "отправлялся по аулам учить народ шариату" В школах, семьях, общественных местах преподавались "истины низама" араб.

Одним из звеньев образовательной системы в имамате являлось обучение на "мюрида по тарикату". Обучаться могли горцы независимо от возраста, состояния и даже образования. Выдержка из работы размещена для ознакомления.

Купить реферат, состоящий из 5 листов можно за рублей онлайн. Краткое содержание работы:. Назад в раздел Купить эту работу. Эта работа вам не подошла? Все новости и статьи. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников All rights reserved.

Зачем идти к другим, когда есть Мы! При копировании обратная ссылка обязательна. Чтобы вывести их из этого состояния, он счел за самое действенное средство распространить между ними грамотность на родных языках.

Доклад на тему мусульманское образование в дагестане 3765

В образовательном процессе имамата трудно переоценить роль библиотек и книжных коллекций. По меткому выражению Х. Книжные коллекции имели все крупные алимы, мюршиды, кадии и почти все наибы [43, c.

"Час Ислама" Исламское образование в Дагестане

Источники свидетельствуют о том, что сам Шамиль обладал большой библиотекой, которая частично была утеряна им самим во время военных действий [11, c. Даже в ссылку в Калугу имам привез с собой часть библиотеки, для которой, по словам пристава А.

Руновского, была назначена отдельная тройка лошадей [24, c. Проведенные доклад на тему мусульманское образование в дагестане последние годы исследования, помогли установить, что библиотека имама включала книги по мусульманскому праву, догматике, суфизму, грамматике арабского языка, философии, логике, а также труды по истории и биографические произведения, художественную литературу, работы по медицине, оккультным наукам и ритуалу [53].

Вообще, как свидетельствуют современники, имама отличал некоторый трепет в отношении к книгам. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующие изменения в системе образования. Во-первых, образование на территории имамата стало бесплатным и общедоступным, что, несомненно, способствовало поднятию уровня грамотности населения, а как следствие — улучшению уровня жизни.

Во-вторых, в имамате действительно сложилась государственная система образования, в которую были вовлечены лучшие ученые своего времени. Джадидизм и обновленческие процессы в исламском образовании Российской империи.

9831757

В конце XIX — начале XXвеков дагестане мусульманских окраинах Российской империи началось движение за расширение сферы ислама и религиозной свободы, за формирование новой системы мусульманского образования, как одной из форм сплочения мусульман. Это движение получило название джадидизма [12, c. Различные подходы выявились в трактовке определения джадидизма и этапов общественно-политического движения конца ХIХ — начала Доклад веков.

Часть исследователей изучали джадидизм в контексте идеологического течения и нередко отождествляли его с просветительством, при этом ряд исследователей придавал джадидскому движению черты, присущие Реформации. Другие тему джадидизм как этап в развитии татарского просветительства. Третьи, характеризуют его как реформаторское движение, выделяя в нем, прежде всего, религиозное реформаторство.

Четвертая группа исследователей интерпретируют джадидизм как просветительское и религиозно-реформаторское одновременно. Несколько иных позиций придерживается известный татарский философ А. Юзеев, который не отождествляет джадидизм ни с просветительством, ни с реформаторством, а определяет его как движение за реформу образования, и как составную часть общественно-политической мысли [66].

На мой взгляд, именно последнее определение наиболее образование и всеобъемлюще, несмотря на достаточную условность, характеризует джадидизм, как феномен общеимперского характера, а не сугубо региональный татарский.

О возникновении джадидизма в науке также существует целый спектр мнений. Одни исследователи мусульманский реформизм увязывают с именами А, доклад на тему мусульманское образование в дагестане. Утыз-Имяни, А. Курсави, И. Хальфина, Ш. При этом подчеркивается, что религиозное реформаторство, как составная часть джадидизма берет свое начало с х годов ХVIII века. К ним близки исследователи, связывающие это движение с именем Ш. Марджани, и определяющие начальный этап джадидизма с середины ХIХ века [59; 67, c.

Другие авторы начало джадидизма относят к м годам и связывают его возникновение с деятельностью Исмиала Гаспринского. При этом последние склонны интерпретировать ранний этап татарского просветительства и религиозного реформаторства как предысторию джадидизма [58]. Я поддерживаю именно последнюю точку зрения, так как деятельность Шигабудтина Марджани была направлена изначально на реформирование самого ислама как такового, что по сути своей не удалось. А именно во второй половине Мусульманское века характер типы реферат общественным деятелем Исмаилом Гаспринским были реализованы идеи реформирования системы мусульманского образования Российской империи [26, c.

Доклад на тему мусульманское образование в дагестане 5913971

Исмаил-бей Гаспринский выступил против русификации мусульманских общин России и предложил реформировать мусульманскую жизнь. В основу модернизации российского ислама Гаспринским была положена идея реформирования исламского образования путем внедрения нового звукового метода обучения письменности [22].

Суть его заключалась в замене буквослагательного метода обучения детей звуковым методом. Кадимисты, противники всяких новаций, применяли так называемую систему слогового преподавания, когда отдельные буквы сливались в слоги, а потом слоги в слова. По новому методу учащиеся в течение 2 — 3 месяцев могли приобрести не только навыки чтения Корана, но и письма [21, c. Большим преимуществом школ нового типа было то, что кроме вероучения в новометодных школах преподавались и светские дисциплины — арифметика, география, естествознание, история.

Иногда в курс новометодных школ вводилось преподавание русского языка [45, л. Проникновение идей джадидизма в Дагестан и его идеологи.

Таким образом, переходя из селения в селение и обучаясь у специалистов в различных областях наук, муталимы приобретали необходимые им знания. В г. В Бахчисарае в типографии И.

Во главе исламского реформизма в Дагестане стояло Общество просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области, устав которого был утвержден кавказским наместником в г. На Северном Кавказе движение джадидизма активизировалось в конце х — начале х гг. К их числу следует отнести и дагестанских депутатов Государственной думы И. Гайдарова и М. Далгата [50, c. Обычно желающие овладеть новым методом преподавания направлялись в Бахчисарай — признанный центр распространения прогрессивных методов обучения [21, c.

По возвращении на родину, я обучил около ста детей по новому методу. В Бахчисарае в типографии И. Гаспринского А. Акаев и М. Мавраев освоили печатное дело и издали на кумыкском и арабском языках около 20 книг дагестанских просветителей. Наиболее изученной является деятельность Али Каяева по созданию новометодных медресе на Кавказе.